Президент Шавкат Мирзиёев 10 декабря ознакомился с презентацией о проводимой работе и дальнейших планах по борьбе с коррупцией, совершенствованию и цифровизации комплаенс-контроля.
Коррупция – одно из наиболее серьезных преступлений, наносящих ущерб социально-экономическому развитию обществ. Ни одна страна, регион или сообщество не обладает полной защитой от этого явления. Коррупция подрывает развитие предпринимательства, науки, образования, здравоохранения и многих других сфер. Государство, в котором укоренены коррупционные практики, не может успешно развиваться.
С самого начала реформ в Новом Узбекистане, исходя из глубокого понимания этой угрозы, последовательно ведется широкая работа по предупреждению коррупции, повышению прозрачности и усилению общественного контроля. Приоритетом государственной политики стало продвижение превентивных мер ؘ– не только устранение последствий, но и предупреждение факторов и причин возникновения правонарушений.
Не случайно данная тема обсуждается именно сейчас: с 2004 года по инициативе ООН ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Эта дата служит возможностью оценить эффективность предпринимаемых мер, проанализировать практические результаты и определить новые задачи.
Отмечено, что за прошедший период была пересмотрена деятельность структур комплаенс-контроля в государственных органах. Внутренними контрольными подразделениями проведено более 11 тысяч проверок, предотвращено нецелевое использование средств на сумму 793 миллиарда сумов. Выявлено финансовых ошибок и нарушений почти на 2 триллиона сумов, взыскано 478 миллиардов сумов ущерба.
Утверждены показатели эффективности (KPI) внутренних подразделений по борьбе с коррупцией. Ими проведено более 700 проверок, мониторингов и надзорных мероприятий, выявлено нарушений на 354 миллиарда сумов и предотвращен нецелевое расходование около 550 миллиардов сумов. Установлено 1 397 случаев конфликта интересов.
В отношении должностных лиц возбуждено 26 уголовных дел, 24 привлечены к административной и 148 – к дисциплинарной ответственности.
Отдельно подчеркнуто, что в системах здравоохранения, дошкольного и школьного образования, кадастра, строительства, а также среди государственных служащих последовательно формируется нетерпимое отношение к коррупции, обеспечивается прозрачность в кадровой политике и проводится обучение по специальным антикоррупционным программам.
Для вывода этой деятельности на новый уровень предложено создать кластер по борьбе с коррупцией. Эта система взаимодействия будет способствовать налаживанию тесного сотрудничества между Агентством по противодействию коррупции, правоохранительными органами, Счетной палатой, Инспекцией государственного финансового контроля, внутренними контрольными подразделениями ведомств, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, ННО и объединению их усилий.
В рамках кластера планируется обмен информацией, проведение совместных мероприятий, мониторинг и оценка результатов, что позволит сформировать целостную экосистему и повысить эффективность работы.
В ходе презентации также уделено особое внимание цифровизации и внедрению технологий искусственного интеллекта.
На основе интеграции баз данных различных ведомств планируется создание Центра риск-анализа для автоматического выявления коррупционных угроз и случаев аффилированности в государственных закупках. Представлены планы по полной цифровизации работы комплаенс-подразделений и повышению оперативности выявления факторов риска.
Подчеркнута необходимость усиления общественного контроля при принятии решений. В этой связи поручено усилить контроль за открытой публикацией документов в системе «E-qaror» и расширить возможности общественного контроля за использованием бюджетных средств.
Отдельно указано на важность расширения масштабов и действенности превентивных мер.
Предложено создать проектные офисы, занимающиеся устранением факторов, способствующих коррупции. Подчеркнуто, что работа должна вестись прежде всего в сферах с высоким уровнем коррупционных преступлений и бюрократии, большим количеством обращений граждан и низкой степенью цифровизации. По итогам деятельности таких офисов будет готовиться отчет и представляться общественности.
Отмечено, что важно активнее вовлекать население в процесс борьбы с коррупцией: расширять инициативные группы по мониторингу исполнения инвестиционных проектов, обеспечивать участие активистов махалли в контроле строительных работ.
Для стимулирования обращений о фактах коррупции предложено внедрить механизмы выдачи охранного ордера информаторам и реального поощрения. Инициировано учреждение нагрудного знака «За вклад в борьбу с коррупцией».
Президенту также представлена информация о принимаемых мерах по устранению злоупотреблений в администрировании налога на добавленную стоимость и противодействию экономическим правонарушениям в различных сферах. Даны указания по сокращению человеческого фактора и дальнейшему переходу к полной автоматизации учета НДС.
Ответственным лицам поручено уделять внимание устранению не только последствий, но и причин экономических правонарушений, расширять цифровизацию, дистанционный контроль и международное сотрудничество.
Подчеркнута необходимость усиления профилактики, повышения финансовой и правовой грамотности, в том числе через медиаресурсы, постоянного совершенствования законодательства с целью устранения правовых пробелов, создающих условия для нарушений.