19 Avgust 2022 Yil 432

Перейти дорогу и остаться в живых, или Как не стать жертвой ДТП?

«Женщина, сидевшая за рулем «Spark», сбила насмерть пешехода и скрылась». «В Джизаке в результате ДТП пострадали двое детей, один скончался». «Четыре человека погибли в результате страшного ДТП в Шахрисабзе» — заголовки материалов газет и информационных каналов в последнее время больше напоминают отрывки из криминальной драмы. Только вот получают увечья или лишаются самого дорогого — жизни не экранные герои, а реальные люди. Отчетливо помню, как подруга вместо защиты диплома больше года провела в больницах из-за аварии возле дома, а знакомому и вовсе оформили инвалидность из-за ДТП…

Кто виноват в данных ситуациях: водитель или пешеход? Как решается в стране проблема дорожно-транспортных происшествий? На эти и другие актуальные вопросы мы решили получить ответы у начальника пресс-службы ГУВД Ташкента Нилуфар Исахановой.

 

— Нилуфар Камилджановна, в начале нашей беседы хотелось бы привести некоторые цифры, озвученные министром внутренних дел республики на 29 пленарном заседании Сената. За последние шесть месяцев произошло 595 (!) дорожно-транспортных происшествий. И это только с участием детей, 529 из которых получили ранения, 97 погибли. Страшные цифры приводятся и в анонсированном проекте национальной стратегии действий по укреплению здоровья и благополучия подростков в Узбекистане на 2022-2026 годы: смертность детей в возрасте от 5 до 14 лет в результате ДТП в четыре раза выше, чем в европейских странах. Приведите, пожалуйста, статистику по ДТП в этом году по городу Ташкенту, занимающему по данным Службы безопасности дорожного движения Узбекистана, второе место после Ферганы по количеству аварий.

— Согласно данным УБДД ГУВД Ташкента, в столице с января по июль произошло 544 дорожно-транспортных происшествия. 61 человек погиб, 663 — получили телесные повреждения. В столице погибли трое детей, телесные повреждения у 18.

В целом на протяжении последних лет имеется стойкая тенденция к ежегодному уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе благодаря введению системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. К примеру, в 2015 году за месяц в среднем происходило 146 ДТП, в 2016 — 144, в 2017 — 127, в 2018 — 103. На сегодняшний день это в среднем 78 дорожно-транспортных происшествий ежемесячно. Но и эта цифра для нас велика.

 

— Кто чаще всего становится участником ДТП? Можно ли выделить определенную категорию граждан, составляющих группу риска?

— Участниками дорожно-транспортных происшествий в столице чаще становятся мужчины (461 человек за первые 7 месяцев этого года), чем женщины (61 за тот же период). Однако оценивать по данным цифрам влияние гендера на вероятность попадания в ДТП не совсем правильно, хотя зарубежные научные исследования действительно отмечают у женщин-водителей меньшую склонность к риску на дороге и, как следствие, меньшую вероятность попадания в дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Говоря о виде транспорта, чаще попадающим в ДТП, можно назвать легковые автомобили. Но нельзя забывать, что и в целом на дороге они являются преобладающим видом транспорта.

Наиболее уязвимыми перед дорожно-транспортными происшествиями являются пешеходы и непристёгнутые пассажиры. Не редкость, когда в тяжелейшем столкновении водитель выживает, а его пассажиры — нет. Зачастую причиной этому становится и то, что пассажиры чаще всего не пристегиваются, так и то, что водители, осознавая неизбежность столкновения, в последний момент инстинктивно уходят от удара, выворачивая руль в сторону. В результате основная разрушительная сила бьет по пассажирам справа.

 

— Каковы основные причины аварий на дорогах, ездить по которым, к слову сказать, боятся многие гости столицы (в качестве примера можно привести слова посла Великобритании в Узбекистане Тима Торлоу, отметившего в интервью одному из отечественных изданий, что «ни в одной другой стране мира мне не попадались развороты посреди двустороннего движения, что довольно страшно»)?

— К основным причинам можно отнести грубые нарушения правил дорожного движения, такие как, например, выезд на встречную полосу движения, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора или управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Но обстоятельством, решающим исход нарушения, часто становится существенное превышение скоростного режима. Его соблюдение могло бы предотвратить преобладающее количество ДТП, так как в ответ на нарушение правил одного участника дорожного движения, другой может успеть предпринять меры во избежание столкновения.

Само по себе превышение скоростного режима также является частой причиной потери управления транспортным средством и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий.

 

— Какие меры принимаются для предотвращения аварий и сокращения смертельных случаев, особенно с участием детей?

— Каждую пятницу сотрудники УБДД посещают учебные заведения, учреждения, предприятия и другие места массового сбора людей (базары, торговые центры, мечети и т.д.) с целью проведения профилактической работы для предотвращения ДТП.

В нескольких дошкольных учреждениях, школах, колледжах, махаллях открыты обучающие классы (51), площадки (28), оснащенные необходимым оборудованием, для наглядного изучения Правил дорожного движения.

В период летних каникул на территории ряда школ Ташкента организуются летние лагеря для детей, которые также посещаются сотрудниками УБДД. Они проводят с детьми теоретические и практические занятия, посвященные изучению Правил дорожного движения. Для них организуются поучительные конкурсы, такие как «Зеленый свет», где дети в игровой форме обучаются Правилам дорожного движения.

Также на центральных улицах и перекрестках столицы установлено более двадцати LED-мониторов, на которых регулярно демонстрируются короткометражные видеоролики на тему ПДД и произошедших по причине их нарушения дорожно-транспортных происшествий.

Культуру вождения также важно активно пропагандировать в СМИ, на телевидении.

 

— Что делается для благоустройства пешеходных переходов рядом со школами? Разработана ли учебная программа по безопасности дорожного движения и как она внедряется?

— Рядом с учебными учреждениями устанавливаются дорожные знаки, такие как 1.21 (Дети), 5.46 (Школа), призывающие водителей снизить скорость и быть более осторожными и внимательными. На проблемных участках дорог устанавливаются знаки ограничения скоростного режима. Ежегодно перед началом нового учебного года сотрудниками УБДД инспектируются участки дорог рядом со школами и колледжами, обновляется горизонтальная разметка, обозначающая пешеходный переход, вносятся необходимые изменения в дорожную инфраструктуру.

 

— Не секрет, что среди причин аварий — некомпетентность водителей, получавших ранее права «ради галочки» и не владеющих в полной мере ситуацией на дороге. Насколько хорошо разработана сегодня система выдачи прав новым водителям?

— В этом году в столице начал работу Единый экзаменационный центр для сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Кандидат должен правильно ответить на теоретические вопросы и пройти практическую часть, которая оценивается автоматически без влияния человеческого фактора. По факту успешной сдачи экзамена претендент получит сертификат, на основании которого ему выдадут водительское удостоверение в центре госуслуг. Преимущество новой системы получения водительских прав, прежде всего, — в отсутствии человеческого фактора, объективной оценке знаний и навыков будущего водителя.

 

Оксана КАДЫШЕВА

Фото из архива ГУВД

 

© Газета Ishonch - Доверие

№ 33 (1242), 19 августа 2022 года

Barcha yangiliklar

Text to speech