Водителям: «коридор спасения» или как уступать дорогу скорой помощи

8 октября Министерство здравоохранения на своем сайте обратилось к водителям транспортных средств с призывом уступать дорогу машине «скорой помощи». Застревая в «пробке», врачи теряют драгоценное время, а вместе с ним, случается, что и пациентов...

Сотрудники УБДД ГУВД города Ташкента уверены: сформировать у водителей высокую личную ответственность и культуру по освобождению дороги машинам «скорой помощи» – вполне посильная задача. Но прилагать усилия для ее решения необходимо не только государственным ведомствам, но и самому обществу.

Представим ситуацию, в которой хотя бы раз в жизни оказывались практически все водители. Позади вашего автомобиля на дороге раздается звук сирены, в зеркалах вы видите автомобиль служб, имеющих право приоритетного проезда, с зажженными проблесковыми маячками.

  1. ЧТО ТРЕБУЕТ ЗАКОН?

Согласно Правилам дорожного движения «при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета или синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемых ими транспортных средств с включенным ближним светом фар водители обязаны уступить им дорогу для обеспечения их беспрепятственного проезда».

Кроме того, «приближаясь к стоящему транспортному средству с включённым проблесковым маячком синего или синего и красного цветов, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости».

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, в свою очередь, предусматривает наказание на случай, если вышеупомянутое требование законодательства не будет учтено. Согласно части первой статьи 128-5: «Создание водителями транспортных средств помехи для проезда транспортных средств, пользующихся правом беспрепятственного передвижения, — влечет наложение штрафа в сумме пяти минимальных размеров заработной платы».  А повторное правонарушение такого рода, совершенное в течение года после применения административного взыскания — влечет наложение штрафа в сумме двадцати минимальных размеров заработной платы или лишение права управления транспортным средством сроком на один год.

  1. ПОНИМАТЬ, ГДЕ ОЖИДАТЬ.

Слыша фразу «пропустить скорую», вы, скорее всего, вспомните видеоролики с разных стран мира, где специальный транспорт приближается сзади. Но стоит помнить: он также может оказаться на пересекаемой вами дороге и имеет право проехать на запрещающий сигнал светофора. Поэтому порой для того, чтобы пропустить спецтранспорт, вам не придется ничего изобретать – достаточно заблаговременно сбросить скорость вплоть до полной остановки автомобиля, даже услышав сирену еще вдалеке. Естественно, резких маневров делать не стоит – всегда помните о водителях, оказавшихся позади вас.

  1. ВАЖНЫ ОБЩИЕ УСИЛИЯ.

Если вы оказались в плотном потоке автомобилей, то от скоординированных действий всех участников дорожного движения, оказавшихся поблизости, зависит общий успех.

В мировой практике специальный транспорт в экстренной ситуации чаще всего движется по левой полосе дороги, а водителям предлагается следующая схема действий. Все, оказавшиеся в левом ряду, сдвигаются влево. Остальные полосы движения – вправо. Важно не делать резких движений и помнить, что ваши действия имеют значение, даже если вы оказались в крайней правой полосе – только общие усилия позволят выстроить «коридор спасения» там, где чуть ранее его было сложно даже представить.

Вполне возможно, что водитель автомобиля справа от вас растеряется. Попросите его о содействии – не только включенным поворотником, но и словом (безусловно вежливым, и при этом слышимым на шумной дороге).

  1. Условие обеспечения безопасности дорожного движения – одно из самых важных. Делая нечто важное вроде создания «коридора спасения», стоит, прежде всего, обязательно предупредить о планируемом маневре остальных водителей, включив поворотник. Маневр перестроения требует осторожности без лишней спешки: будьте внимательны к тому, что водители вокруг вас также совершают маневры в этот момент.

Уступая приоритет проезда транспорту, движущемуся перед вами на пересекаемой дороге, учитесь слышать сирену заранее и снижать скорость заблаговременно, не создавая аварийной ситуации – водитель позади вас может не успеть среагировать.

Сдвинувшись вбок и пропустив специальный транспорт, без лишней спешки вернитесь в свою полосу движения.

  1. СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ ШТРАФА за нарушение правил дорожного движения, сделанное водителем с целью создания «коридора спасения»? Ранее мы неоднократно посвящали этому материалы, но повторим еще раз: нет, не стоит. Согласно статье 271 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии обстоятельств, среди которых имеется «действие лица в состоянии (…) крайней необходимости». Поэтому даже если нарушение ПДД (к примеру, пересечение стоп-линии или сплошной линии разметки) окажется зафиксировано камерами автоматической фиксации, постановление о наложении штрафа подлежит аннулированию.

 «Меня этот тоже касается» - девиз, который должен вспоминать каждый водитель, сразу как услышит сирену. Рано или поздно карета скорой помощи, автомобиль органов внутренних дел или пожарная служба будут спешить в ваш дом и к вашим родным. Представьте, что водители на их пути не уступят дорогу, или уступят, но не все. Меняйте сознание окружающих своими собственными действиями уже сегодня – создавайте коридор спасения и учитесь слышать сирену там, где ранее игнорировали её.

Вот как обучают водителей освобождать полосу для проезда машины "скорой помощи" в Германии. Все наглядно и понятно без перевода.