Сделайте свой автомобиль «видимым» на дороге для других участников дорожного движения

Судя по спорам, разгоревшимся в социальных сетях, не все водители поняли, чем вызвано введение в Правила дорожного движения требования об обязательном использовании водителями транспортных средств ближнего света фар или дневных ходовых огней (ДХО). В этой статье мы рассмотрим самые часто встречающиеся заблуждения противников нововведения.

Что такое ДХО?

Верно: дневные ходовые огни (ДХО, англ. Daytime running lights, DRL) — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства в светлое время суток. Не путать с габаритными огнями!

Цель ДХО – «отметиться» в глазах водителя встречного транспортного средства и пешехода, не ослепив его при этом. Формально это значит, что ДХО должно светить в глаза встречному транспорту и пешеходу (еще выше).

Неверно: мнение о том, что из-за ДХО или ближнего света фар значительно возрастает расход топлива. Влияние ДХО на расход топлива незначительно и укладывается в погрешности измерений. К тому же, часто практикуемый утренний «прогрев» двигателя расходует гораздо больше топлива, чем все потребители, установленные на автомобиле.

 

Правда ли, что в условиях жаркого климата из-за включенного ближнего света фар или ДХО линзы фар плавятся?

Возможно. Ведь и автомобили загораются. И даже взрываются. А теперь, внимание, вопрос: почему это происходит?

Верный ответ: его знают все: это происходит из-за самовольного вмешательства в конструкцию автомобиля, несоблюдение норм при установке ГБО и беспечного отношения к техническому состоянию автомобиля.

Так вот, при включенных ближнем свете фар или ДХО линзы и отражатели фар могут плавиться:

  • при самовольном монтаже фар, когда неправильно подобраны электропровода (не того сечения) или была сделана некачественная изоляция соединений;
  • при замене лампочек на непредусмотренные для данного типа фар из-за повышенной мощности и тепловыделения. Например, LED‑лампа с внешним охлаждением (кулером) в рабочем состоянии излучает меньше тепла, чем галогенная, но выход из строя вентилятора охлаждения лампы приводит к ее перегреву и оплавлению корпуса фары;
  • при проведении техосмотра электропроводка именно фар не была осмотрена тщательно;
  • при использовании поддельных (контрафактных) несертифицированных модулей фар и ламп. Пластик таких фар не выдерживает нагрузок и разрушается.

Вывод: проблемы с фарами автомобиля могут возникнуть если электрооборудование и осветительные приборы не соответствуют техническим регламентам (http://lex.uz/docs/3180907)  или самовольно внесены изменения в конструкцию и комплектацию внешних световых приборов автомобиля.

…и еще о жарком климате

Многие пишут, что наш климат «способствует» возгоранию или плавлению конструкции и линз фар.

Это неверно: рабочая температура наиболее распространенных галогенных ламп H4 и H7 достигает 450 градусов и все оригинальные и сертифицированные фары рассчитаны на такую температуру, поэтому никакая жара и климат не имеют влияния на стойкость осветительных приборов к высоким температурам. Как пример — Объединенные Арабские Эмираты, где среднегодовая температура составляет +35 градусов, а летом достигает +50 градусов, езда с включенными фарами практикуется уже несколько лет и не вызывает никаких проблем.

Так ли высок эффект повышения безопасности на дорогах

при включенном ближнем свете фар или ДХО?

С тем, что включенные ближний свет фар или дневные ходовые огни повышают безопасность дорожного движения, уже согласилось большинство экспертов. Действительно, одно дело – в городской суматохе не заметить автомобиль неброского цвета или проглядеть встречную машину в мелькании света и теней на аллейной дороге. А попробуйте-ка не обратить внимания на два ярких источника света!

Приведем обоснование из научного исследования психофизических особенностей человека при управлении автомобилем на больших скоростях:

При неподвижном положении тела и глаз поле зрения в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения сужается до 80 градусов, при 40 км/ч – до 45 градусов, при 80 км/ч – до 30 градусов, при 100 км/ч – до 22 градусов, при 160 км/ч – до 5 градусов. За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к ее центру.

 

Также нужно учесть, что когда два автомобиля на большой скорости движутся на встречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения водители не видят встречные автомобили. При увеличении скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50-60 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150-180 м., чтобы рассмотреть объект на дороге, то при скорости 140-160 км/ч это расстояние увеличивается до 640-720 метров.

(Рыбалочко Е.Ю., Яценко А.А. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-4. – С. 702-705)

Напомним, что человеческий глаз видит не объекты, а свет отраженный или излучаемый этими объектами. Соответственно, достаточно яркий источник света, направленный в глаза участнику дорожного движения позволяет гораздо раньше заметить опасность, даже если она в зоне периферийного зрения. Именно поэтому правила ЕЭК ООН № 87 устанавливают пределы силы излучаемого света ДХО 400-1200 кд (достаточно ярко, чтобы заметить днем, но недостаточно для ослепления) и направление пространственного распределения силы света в зону глаз встречных автомобилей и пешеходов.

Анализ ДТП, произошедших в дневное время, показал, что причиной 50% из них явилось то, что водитель не видел других, едущих рядом участников движения, встречные автомобили и пешеходов. На перекрестках этот показатель возрастает до 80%. Включенные фары делают машину лучше различимой на общем фоне (особенно в зоне периферийного зрения) и, следовательно, более заметной.

К тому же транспортные средства с включенными ближним светом фар или ДХО воспринимаются как находящиеся ближе, чем они есть в действительности. В результате, водители чаще отказываются от рискованных обгонов и выездов на перекресток.

Благодаря ДХО водитель сможет лучше фиксировать транспортные средства, движущиеся у него по бокам. Всё это — для безопасности. Мировая практика свидетельствует, что такие меры снижают количество ДТП на 9 - 25 %, а смертность пешеходов — до 29% !

Учитывая, что в Узбекистане за год совершается около 9 тысяч ДТП, снижение числа ДТП на 15 % – весьма значительная цифра, ведь за каждым случаем стоят человеческие жизни.

А как у них?

Включение ближнего света фар или ДХО предусмотрено в законодательствах стран с климатом, даже более жарким, чем у нас. А в целом, мировая практика такова:

в Великобритании вместо ДХО тоже используются фары ближнего света, но при этом их напряжение должно быть понижено;

в США принято использовать фары дальнего света, опять же на пониженном напряжении (так называемые «дальний в 30% накала» или «скандинавский свет»);

отдельные ходовые огни обязательно использовать в Скандинавских странах. При этом все машины, производящиеся в этих странах, комплектуются таким огнями;

в России предусмотрено использование противотуманных фар в качестве ДХО;

в соседних странах ДХО используется уже на протяжении нескольких лет: в Киргизии – с 2009 года, в Казахстане – с 2014 года.

Что делать водителям, у которых автомобиль старой модели?

Владельцам старых автомобилей мы советуем пройти техническую проверку на станциях технического обслуживания на предмет износа электроприборов, электропроводов и т.д. и ездить с включенным ближним светом фар.

А можно ли ездить с ПТФ?

Согласно действующим Правилам дорожного движения (пункт 137), противотуманные фары могут использоваться в следующих случаях:

в условиях недостаточной видимости самостоятельно, а также с ближним или дальним светом фар;

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 138 настоящих Правил.

Пункт 138 ПДД: в светлое время суток на всех движущихся автомототранспортных средствах должен быть включен ближний свет фар или дневные ходовые огни.

Влияет ли свет включенных фар на ухудшение зрения?

Некоторые водители выдвинули предположение, что из-за включенных фар появляются световые пятна, блики, из-за которых у водителей снижается зрение.

Так вот, включенный ближний свет, отрегулированный заводом-изготовителем, при соответствующем градусе луча, исходящего от фары при включенном ближнем свете фар, бликов давать не может.

Возникнет ли излишняя нагрузка на двигатель транспортного средства при включенных ДХО?

Подобная нагрузка учтена в конструкции современных двигателей.

Соответствуют ли выпускаемые автомобили международному стандарту?

Один из наших постоянных читателей обратился с официальным письмом в GM/Узавтосаноат с подобного рода вопросами.

«Здравствуйте. Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан ПКМ №292 от 09.04.2019, в Правила дорожного движения внесены изменения, в частности, в пункт 198: «В светлое время суток на всех движущихся автомототранспортных средствах должен быть включен ближний свет фар или дневные ходовые огни».

Согласно ПКМ №237 от 25.04.2017, транспортные средства, выпускаемые в обращение, должны соответствовать общему техническому регламенту, в частности, «[Примечание 11] Установка дневных ходовых огней и угловых фонарей является факультативной, однако, в случае их установки они должны соответствовать установленным предписаниям Правил ЕЭК ООН [№ 87–00, включая дополнения 1–13]».

По информации из открытых источников известно, что некоторые модификации (например, отправляемые на экспорт) автомобилей Ravon R2 и Chevrolet Spark комплектуются дневными ходовыми огнями (ДХО), устанавливаемыми в переднем бампере вместо передних противотуманных фонарей (ПТФ).

В связи с вышенаписанным прошу дать разъяснения по следующим вопросам:

  1. Соответствуют ли дневные ходовые огни (ДХО), устанавливаемые на предприятии "GM Uzbekistan" на весь модельный ряд выпускаемых автомобилей, общему техническому регламенту, утвержденному ПКМ №237 от 25.04.2017?
  2. Соответствуют ли дневные ходовые огни (ДХО), установленные в переднем бампере конкретно автомобилей марок Ravon R2 и Chevrolet Spark, общему техническому регламенту, утвержденному ПКМ №237 от 25.04.2017?

Спасибо».

И получил официальный ответ от завода-производителя.

Также добавим, что в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении общего технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение» указано, что дневные ходовые огни должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 87–00, включая дополнения 1–13.

Уважаемые водители! Включенные дневные ходовые огни или ближний свет фар – это ваша личная пассивная безопасность. Благодаря тому, что ваше транспортное средство видно издалека другим водителем, он сможет заранее подготовится к опасному маневру, повороту, обгону и т.д. или подождать и не совершать его. Культура водителей на дорогах – это безопасность дорожного движения и сохраненные человеческие жизни! Не нарушайте ПДД.